
Монохромный (от греч. μόνος «одинокий» и χρῶμα «цвет») - одноцветный; выполненный в одном цвете; излучающий один цвет или цвета, различающиеся по яркости, но не по спектру. В отношении тонировки стекол автомобиля монохромной правильно будет называть любую одноцветную пленку. Несмотря на научную неточность, в кругу автомобилистов монохромной принято называть тонировочную электрохромную жидкокристаллическую пленку (монохромная тонировка, PDLC-технология).
Среди других распространенных названий этой пленки – умная пленка, светорегулируемая пленка, жидкокристаллическая, переключаемая пленка, белая тонировка, мгновенная тонировка, монохромная тонировка PDLC и другие, а также их аналоги на английском языке. Авторство и права на производство таких пленок принадлежит корейской компании DM DISPLAY. Ассортимент производителя включает как «обычные» PDLC пленки, так и материалы с клеевой основой, получившие широкое распространение в архитектуре и автомобильном тюнинге.
Главная особенность пленки – возможность менять прозрачность (коэффициент светопропускания) при воздействии на нее электричества. Получить подобные свойства удалось благодаря уникальной структуре материала: между двумя стеклами расположен жидкокристаллический слой. В свободном состоянии кристаллы внутреннего слоя располагаются хаотично, что препятствует свободному прохождению света через пленку. Воздействие на слой электромагнитного поля приводит к упорядоченному расположению кристаллов, благодаря чему светопропускание пленки существенно повышается.
Существенный недостаток PDLC-пленки, ограничивающий возможность ее использования для тонировки ветрового и передних боковых стекол – непрозрачность в затемненном состоянии как снаружи автомобиля, так и изнутри. Кроме того, для использования такой пленки придется обеспечить стабильный и безопасный источник переменного тока высокого напряжения, защищая автомобиль от возможного возгорания или выхода из строя штатного электрооборудования. Очевидная польза технологии – защита салона от солнечного света и «посторонних глаз» на стоянке, когда двигатель не работает и напряжение на контакты пленки не подается. При запуске двигателя появляется возможность подачи напряжения и, соответственно, повышения прозрачности пленки, что обеспечивает хорошую видимость. Кроме прочего, пленка позволяет плавно регулировать степень прозрачности, изменяя подаваемое на ее контакты напряжение.
Современный отечественный рынок предлагает только белую матовую пленку, обеспечивающую требуемый коэффициент светопропускания во включенном состоянии. Цвет пленки можно изменять с помощью светофильтров. Технические особенности: рабочие температуры – от -40оС до +80оС, ресурс – 80 млн. переключений.
По сути, электрохромная или монохромная пленка PDLC, нанесенная на автомобильные стекла, представляет собой высокотехнологичные шторки, позволяющие регулировать уровень светопропускания и не требующие установки какого-либо дополнительного крепежа.